Новости //
ИКОНЫ НА ЗАЩИТЕ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

виртуальная выставка икон из собрания
Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

 

Во все времена в годы тяжелых испытаний, войн и бедствий, православные люди молитвенно обращались к Господу, Пресвятой Богородице и святым, прося их о помощи и защите перед святыми образами. Икона – изображение священное, неотъемлемая часть православного богослужения. Иконописный образ не тождественен Божеству, но он позволяет человеку через предмет материального мира – икону - прикоснуться к непостижимому, духовно приобщиться к запечатленному на ней Первообразу. Через икону молящемуся подается благодать Божья, идущая от Бога святость.

История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудесами и знамениями. Особенно много чудотворений происходило от икон Богоматери. Русские люди издавна верили, что сама Пресвятая Богородица оберегает Русь, а пять чудотворных икон Божией Матери хранят ее рубежи. Тихвинская икона обороняет северные пределы, Иверская икона – южные, Смоленская - западные, на востоке ограждает своей защитой Казанская икона, а в центре благословляет Землю Русскую образ Божией Матери Владимирской.

 

 

Владимирская икона Божией Матери. Середина XIX в.

Владимирская икона Божией Матери почитается общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Богоматерь прижимает к себе сидящего на Ее правой руке Сына. Младенец изображен обнимающим Мать, прильнувшим щекой к Ее щеке. Левая ножка Младенца согнута таким образом, что видна подошва ступни (эта деталь стала непременным атрибутом иконографии Владимирской Богоматери с XV в.). Лик Богородицы исполнен скорби, она предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна еще в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение получила в XI веке.

По церковному преданию икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым часто обедали Иисус с Марией и Иосифом. Святой апостол Лука жил в Иерусалиме, поэтому первое время икона находилась именно там. Но в 450 году ее перенести в Константинополь.

В Россию икону привез Юрий Долгорукий. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре под Киевом. Уже тогда слухи о том, что она защищает и оберегает, прошли по всей Руси. В 1155 г. Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир, где она хранилась в Успенском соборе. С этого времени икона стала именоваться Владимирской.

Во время нашествия Тамерлана в 1395 году икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. Войска Тамерлана, находившиеся к тому времени недалеко от Москвы, без видимых причин повернули обратно, что было расценено как заступничество Богородицы. На месте встречи («сретения») москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке.

В 1451 году, когда Москва была осаждена ордой хана Ахмата, митрополит Иона решил совершить крестный ход с иконой. В это время неприятелю послышался сильный шум и привиделось, что на помощь осажденным движется войско Василия Дмитриевича. Татары сняли осаду и отступили.

В 1480 году близилась новая битва с татаро-монголами. По обе стороны реки Угры уже выстроились войска Василия III и хана Большой Орды Ахмата, но сражения не произошло. Народ истово молился перед иконой Владимирской Божией Матери, и противники после долгого стояния решили уйти. Это событие было названо «великим стоянием на реке Угре».

В 1521 году крымские, ногайские и казанские татары под предводительством Мехмет-Гирея двинулись на Русь и, опустошая все на своем пути, подошли к Москве. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской иконы Божией Матери. И татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

В декабре 1941 года, когда грозный враг снова осадил Москву, по приказу Сталина был совершен облет города на самолете с Владимирской иконой. Битва под Москвой стала первым серьезным поражением Третьего Рейха на суше, окончательно похоронившим мечты о «блицкриге».

С иконы Владимирской Божией Матери было сделано большое количество списков, многие из которых также стали чудотворными.

С сентября 1999 года Владимирская икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Драгоценные золотые оклады для иконы, изготовленные в конце XIV-XVII вв., экспонируются в Оружейной палате.

 

 

Казанская икона Божией Матери. Середина XIX в.

Образ Казанской Божией Матери – одна их великих православных святынь, чья судьба тесно сплетена с русской историей. Ни одна из икон Богородицы, почитаемых в Русской православной церкви, не распространена в таком количестве, ни одна не имеет столько списков, как икона Божией Матери Казанская.

Иконографический тип - сокращенный вариант Одигитрии (Путеводительница). Богородица изображается фронтально, оплечно, с небольшим наклоном головы к Богомладенцу. Младенец Христос представлен восседающим на левой руке Матери, анфас, фигура изображена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (чаще двуперстным) жестом. Вторая рука Его скрыта одеждой. Взгляды Божией Матери и Богомладенца обращены на молящегося.

Прообраз иконы был обретён в 1579 году в Казани после пожара, уничтожившего половину города. Согласно легенде, Божия Матерь трижды являлась во сне дочери стрельца Даниила Онучина 9-летней Матроне и велела ей пойти на пепелище их дома и откопать икону. Икона была найдена в указанном месте, завернутая в кусок сукна. Она была написана на кипарисовой доске и абсолютно не пострадала от пожара. Священник Гермоген, будущий московский святитель и патриарх, был очевидцем событий и составил их описание, названное «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани».

Список с чудотворной иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Грозный повелел построить церковь Одигитрии и женский монастырь на месте явления иконы.

В Смутное время, когда страна подверглась польской интервенции, а изнутри раздиралась борьбой за власть, было сформировано ополчение под руководством Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Примкнувшие к войску ополченцы из Казани принесли с собой чудотворный список иконы Казанской Божией Матери. С этим чудотворным списком князь Д. Пожарский в 1612 году повел свое войско освобождать Москву от поляков. В 1630-е годы князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе над интервентами воздвиг на Красной площади храм Казанской иконы, где эта икона хранилась до 1920-х гг.

Еще один знаменитый список иконы, ранее принадлежавший Ивану Грозному, по повелению Петра I был привезен в Петербург. Накануне Полтавской битвы Петр I долго молился перед иконой, повелел пронести образ перед полками, и во время битвы икона находилась на поле боя. В дальнейшем Казанскую Богородицу стали рассматривать как покровительницу новой столицы. К XIX веку Казанский образ почитался в России не меньше, чем древние иконы Владимирская и Смоленская.

Когда М.И. Кутузов в 1812 г. отбывал в действующую армию, во время молебна о даровании победы над Наполеоном над головой русского полководца была вознесена икона Божией Матери Казанской. В сражении под Вязьмой 22 октября, в день празднования в честь Казанского образа, русские войска генералов Милорадовича и Платова разгромили арьергард французских войск.

Во время Отечественной войны крестный ход с иконой совершался вокруг оборонительных рубежей осажденного Ленинграда, перед иконой служили молебен в Москве, после чего икона была отвезена в Сталинград.

Явленная икона в 1904 году была похищена из Богородицкого монастыря в Казани и предположительно уничтожена. Московский образ хранится в Богоявленском кафедральном патриаршем соборе.

 

 

Иверская икона Божией Матери. Вторая половина XIX в.

Одна из самых древних и особо почитаемых икон православного мира, Иверская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия (Путеводительница), характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращенность друг к другу. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Отрок Христос сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Его вытянута вперед к Богоматери в благословляющем (двуперстно) жесте, в левой он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Согласно преданию, история иконы Божией Матери Иверской началась в Византийской империи в IX веке в период иконоборчества. При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие иконы, ворвались как-то в дом благочестивой вдовы, жившей близ города Никея. Увидев святой образ, один из воинов ударил по нему копьем, и тотчас из пораженного места потекла кровь. Иконоборцы, пораженные увиденным, пришли в ужас и поспешили прочь из этого дома. А женщина решила уберечь икону от поругания и ночью, помолившись, отпустила ее в море. Сын вдовы стал впоследствии иноком Иверского монастыря на горе Афон и рассказал афонским пустынникам об иконе своей матери. Спустя почти сто лет, в 980 году, монахи Иверского монастыря увидели вечером огненный столп, возвышавшийся над иконой, плывшей по морским волнам. Это был образ, когда-то принадлежавший никейской вдове, так как на правой щеке Пресвятой Девы остался шрам от удара копьем. Принесенную в монастырь икону поместили над монастырскими воротами и стали называть ее Портаитиссой (Вратарницей). В Иверском монастыре она хранится и по сей день, почитаемая как чудотворная. Древнее афонское предание гласит, что Портаитисса исчезнет за три дня до Второго Пришествия Господа Иисуса Христа.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх-реформатор, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. И 13 октября 1648 года список с иконы торжественно встречали царь Алексей Михайлович с семьей, Патриарх Иосиф, духовенство, бояре и множество жителей Москвы. Сначала ее поставили в монастыре Никола-Большая Глава, а 19 мая 1669 года перенесли в специально построенную для этого случая Иверскую часовню у Воскресенских ворот Китайгородской стены, чтобы ей мог поклониться каждый въезжающий на Красную площадь. С тех пор Иверская икона стала одной из самых чтимых святынь москвичей. Сюда поклониться святыне приходили все – от членов царской семьи до нищих. В 1931 году, когда были разрушены Воскресенские ворота и часовня, икону передали в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где она пребывает и поныне.

В самые ответственные дни Российского государства, в дни войн и народных бедствий перед Иверской иконой совершались всенародные молебны. Так, в 1654 году икону торжественно провожали из Москвы в воинский поход против поляков в Вязьму.

 

 

Тихвинская икона Божией Матери. Вторая половина XIX в.

Относится к иконографическому типу Одигитрия (Путеводительница). Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях, правая стопа находится под левой. Отличительной чертой, характеризующей Тихвинскую икону Богородицы, является то, что стопа Младенца повернута к зрителю. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери, главное отличие — в наклоне головы.

По преданию Тихвинская икона Божьей Матери была написана евангелистом Лукой и преподнесена в дар Феофилу, епископу Антиохийскому вместе с текстом Евангелия. Через некоторое время чудотворная икона оказалась в Византии. В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери» (XV—XVI вв.) говорится, что икона семь раз являлась в новгородских землях, в последний раз на берегу реки Тихвинки в 1383 г. На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. В 1507-1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича был построен каменный Успенский собор. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской.

Тихвинская икона и ее списки знамениты чудесными спасениями и ратными делами. Согласно одному из преданий, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне Ивану IV во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной иконы.

В 1613-1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь. По легенде, видя приближение шведского войска, иноки решили, взяв чудотворную икону, бежать из монастыря, но не могли сдвинуть ее с места. Это остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Немногочисленные защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась огромная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.

Помимо первоначального образа, в Тихвинском Богородицком монастыре имелось несколько чудотворных списков с него. Наиболее чтимой была Ополченная икона, сопровождавшая тихвинских ополченцев во время Отечественной и Крымской войн.

По московскому преданию один из чудотворных списков иконы Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском был на самолете обнесен вокруг Москвы, и вслед за этим начался разгром фашистских войск.

Весной 1944 года икона была вывезена в Ригу, затем в США. С 1950 года находилась в Свято-Троицком соборе в Чикаго. В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь.

 

 

Курская Коренная икона Божией Матери. Середина XIX в.

Курская икона Божьей Матери – одна из древнейших икон православной Руси. Принадлежит к иконописному типу Оранта (Молящаяся). Богородица представлена с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, с раскрытыми ладонями, в традиционном жесте заступнической молитвы. На Ее груди, в медальоне, изображен благословляющий Богомладенец в иконографии Эммануила («с нами Бог» (евр.) — одно из пророческих имён Бога-Сына, употреблённое в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа в образе Отрока). В русской традиции такой иконографический тип получил особое наименование — «Знамение».

Композиция средника представленной здесь иконы из собрания Брянского художественного музея имеет ряд отличий от явленного образа: образ Богородицы на сияющем фоне вписан в сферу с изображениями бесплотных Сил Небесных, по углам расположенного глубже красного четырехугольника изображены символы Евангелистов: ангел, телец, лев и орел.

По преданию, икона была обретена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник нашёл икону, лежавшую на корне дерева, и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. Здесь со временем была поставлена часовня, куда и поместили икону.

В 1383 году Курская земля снова подверглась татарскому набегу. Татары разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника. По преданию, через некоторое время священник, выкупленный из плена, нашёл расколотые части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они срослись. Часовня была отстроена заново, и прославившаяся многими чудесами икона пребывала в ней около 200 лет.

В 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича икона была доставлена в Москву. Для нее был изготовлен деревянный оклад с изображением Господа Саваофа и Святого Духа в виде голубя в верхнем поле, образами пророков, держащих в руках свитки с текстами своих пророчеств, в правом, левом и нижнем полях. На правом поле изображены в нисходящем порядке царь Соломон («Премудрость созда себе домъ»), пророк Даниил («Азъ видехъ гору каменную»), пророк Иеремия («Се дние грядутъ, глаголетъ Господь…»), пророк Илия («Ревнуя поревновахъ о Господе»). На левом поле в нисходящем порядке изображены царь Давид («Воскресни, Господи, въ покой Твой»), пророк Моисей («Азъ видехъ купину огненную»), пророк Исаия («Се Дева во чреве прiиметъ»), судья Гедеон («Сниде яко дождь на руно»). Ряд пророческих образов на окладе завершается в нижнем поле изображением пророка Аввакума, держащего в руках свиток с надписью: «Богъ отъ юга прiидетъ». Впоследствии выполненные на окладе чудотворной иконы изображения пророков стали воспроизводить при создании ее списков.

В 1615 году царь Михаил Феодорович вернул икону на Курскую землю, где по его наказу на месте часовни был основан монастырь, названный Коренной пустынью. С 1618 года бо́льшую часть времени икона проводила в Курске в соборе Знаменского монастыря.

Икона Богоматери Курская Коренная считалась покровительницей русского воинства и нередко оказывалась в центре исторических событий. В 1680-е годы с иконы было выполнено несколько списков для войск, отправлявшихся в Азовские походы. В 1812 году курское городское общество послало в действующую армию князю М.И. Кутузову для ободрения войск список с иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Кутузов выразил гражданам города свою благодарность за этот дар. Ею обносили гвардейские полки, и сам фельдмаршал молился перед чудотворным образом о даровании победы.

Ныне явленная икона находится в синодальном Знаменском соборе Русской Православной Церкви в Нью-Йорке. В Курском Знаменском соборе хранится список с чудотворного образа.

 

 

Георгий Победоносец. XVIII в.

Святой великомученик Георгий Победоносец – один из самых почитаемых на Русской земле святых. Древнейшие из сохранившихся его изображений относятся к XII в.

Уроженец Каппадокии (область в Малой Азии), Георгий жил во второй половине III века – в правление императора Диоклетиана, когда гонения на христиан были особенно жестокими. Стал жертвой этих гонений и Георгий. Подробная история его жизни изложена в житии святого, самый ранний вариант которого сложился к V в. Согласно житию, Георгий происходил из знатной семьи, отказался от богатства и высокого положения и отправился к императору защищать свою веру. Его пылкая проповедь обратила в христианство императрицу Александру. Но по велению Диоклетиана Георгий был брошен в тюрьму и там убит после пыток, которые он мужественно перенес, черпая силу в вере.

С именем Георгия связана легенда, описывающая события, благодаря которым он получил прозвание «Победоносец». Эта легенда – «Чудо Георгия о змие» – была очень популярна в Византии, а затем и на Руси. В окрестностях города Ласия появился ужасный змий, требовавший от жителей города их детей в качестве дани. Настал день, когда в жертву должна была быть принесена царская дочь Елисава. «Святой же и великий мученик… Георгий, чтимый небесным царем воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами, по Божьему соизволенью… в тот же час оказался на месте том в виде простого воина…» («Чудо Георгия о змие». Список XVI в.). Георгий силой своей молитвы укротил чудовище, и спасенная им от гибели Елисава привела змия в город на своем пояске. Увидев такое чудо, и царь, и все жители города отказались от язычества и приняли святое крещение.

Эта легенда сближает Георгия с русскими богатырями из народных былин. Не удивительно, что каппадокийский мученик был так любим на Руси и народом, и великими князьями. На Руси Святого Георгия широко почитали с самого раннего периода – со времени принятия христианства. Имя Георгий носил в крещении великий князь Киевский Ярослав Мудрый, построивший в середине XI в. в честь своего небесного покровителя церковь в Киеве. Икон с изображением Святого Георгия создавалось очень много. Очень рано распространился на Руси и тип иконы, связанный с «чудом о змие».

В центре иконы изображен Святой Георгий в доспехах, сидящий на белом коне. Святой пронзает острым копьем огромного змея. Победа Святого Георгия над змеем олицетворяет победу христианской Церкви над язычеством, а также торжество над змеем-искусителем, соблазнившим первых людей в раю.

На представленной иконе из собрания Брянского художественного музея Святой Георгий изображен в сияющих доспехах и алом плаще, верхом на белом коне. Он пронзает копьем пасть сидящего в озере крылатого змея. Передние ноги белоснежного коня занесены высоко над телом чудовища. Справа изображена царевна Елисава, молитвенно сложившая руки на груди и наблюдающая за сражением. На полях иконы помещены фигуры избранных святых.

Впервые всадник, убивающий змея, стал символом Московского княжества после победы в Куликовской битве. Много чудесных знамений было явлено в час сражения на Куликовом поле. Русские ратники видели в небе и Георгия Победоносца, и Дмитрия Солунского, и самого Архистратига Михаила, мечами гнавших вражеские орды.

Изображение Георгия Победоносца, поражающего копьем змия, стало символом воинской доблести, мужества и героизма русских воинов, полагавших жизни свои «за други своя» и за Отечество. Оно появляется на великокняжеских печатях, монетах и впоследствии становится официальным гербом города Москвы и непременной частью герба России.

 

 

Архангел Михаил Воевода. Середина XIX в.

Архангел Михаил – Архистратиг, Небесный воевода. Во главе ангелов он борется с сатаной и победит его в последней битве, которая грядет в конце времен. В православной традиции он почитается как защитник от зла, врагов, стихийных бедствий, войны и напрасной смерти. Архангел Михаил – небесный покровитель всех воинов, сражающихся за правое дело.

В образе воина Света, облаченного в доспехи могучего полководца с огненным мечом в руке чаще всего изображается Михаил в русской иконописи. В воинской ипостаси имя его упоминается на страницах Ветхого завета и в книге Апокалипсиса Св. Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною…» (Откр 12. 7-9).

Иконография Архангела Михаила как всадника Апокалипсиса с многочисленными отсылками к текстам Откровения Иоанна Богослова появляется во второй половине XVII века в связи с церковной реформой, породившей в обществе острое ощущение «близкого конца» света и переживания «последних времен». Появление толкований на книгу Апокалипсиса способствовало созданию новых иконографических изводов, в том числе «Архангела Михаила грозных сил воеводы», где он представлен в момент решающей битвы против зла. В XVIII - первой половине XIX века этот сюжет приобрел очень широкое распространение в старообрядческой среде.

Архангел Михаил изображён как Архистратиг Сил Небесных, в воинском облачении, летящим на красном крылатом коне. В левой руке у него кадило и Евангелие, в правой – крест и копье, которым он повергает сатану. Пламенный ангел трубит, предвещая конец времен. Под копытами крылатого коня гибнут в пучине морской рухнувшие земные царства. Над головой Архангела между ладонями его рук раскинулась радуга. В верхнем углу средника в небесном сегменте изображен Спас Эммануил пред горним престолом.

Однако, существует и иная традиция изображать Предводителя Небесного воинства, подчеркивая его милосердие и кротость. Сражаясь с Сатаной, Архангел Михаил ни в чем, как говорили в старину, не «приразился ему», сохраняя в противостоянии злу всю полноту добра. Образ кроткого ангела представляет его не в суровой воинской, а в молитвенной ипостаси, как бы погруженным внутрь себя, внимающим Богу.

Согласно преданию, изложенному в Волоколамском патерике (1-я половина XVI в.) Господь и Богородица защитили Новгород от нашествия хана Батыя в 1239 г. явлением Архистратига Михаила. Когда Батый увидел в Киеве фреску с изображением Архангела Михаила, то сказал: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

 

Архангел Михаил. XVIII в.

 

Куратор проекта Л. Лагутина

Подготовка изображений Т. Сазонова
Над выставкой работали Д. Новикова, О. Позднякова, Т. Силицкая

 

Источники, используемые при подготовке выставки
"Иконы на защите Русской земли"

Ангелы, Архангелы и другие Силы Небесные. Сост. А.А. Евстигнеев. – М.: ОЛМА Медиа Групп, - 2012
Губарева О.В. Божия Матерь в Ее иконах. – М.: Паломник, - 2008
Еремина Т.С. Мир русских икон. История, предания. – М.: Терра, - 2002
Майорова Н., Скоков Г. Шедевры русской иконописи. – М.: Белый город, - 2008
Ольшанский Д.В. Русские иконы. Энциклопедия стилей. От истоков до наших дней. – М.: Астрель; СПб.: Полигон, - 2012
Очерки истории русской иконы от Крещения Руси до наших дней. Сост. И отв. ред. О.А. Платонов. М., Институт русской цивилизации, - 2011
Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. – М.: Дар, - 2008
Голубева А. Иверская икона Божьей Матери и ее первые списки в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://icon.spbda.ru/2014/10/26/iverskaya-ikona-bozhey-materi-i-eyo-perv/
Нефедова Н. Архангел Михаил – вестник и воин [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://angelologia.ru/arhangel-mihail-vestnik-i-voin-nadezda-nefedova/
Пуцко В. Христианская иконография и первообраз (сложение иконографического канона). // Альманах «Альфа и Омега», № 53, 2008 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/hristianskaya-ikonografiya-i-pervoobraz-slozhenie-ikonograficheskogo-kanona/
Христианство в искусстве [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.icon-art.info
Православие.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: (http://www.pravoslavie.ru)
Православная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: (http://www.pravenc.ru)

Новости
20/03/2020

ПРОФИЛАКТИКА КОРОНАВИРУСА

29/05/2020

федеральный и региональный планы преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции

12/11/2019

Администрация ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр" информирует посетителей

02/06/2020

искусствоведческая онлайн-викторина

28/05/2020

онлайн-лекция о сказочном мире советского кинематографа

27/05/2020

онлайн-лекция о творчестве Н.И. Обрыньбы, военного художника студии им. М.Б. Грекова

26/05/2020

онлайн-лекция о теме Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в творчестве мастеров живописи прошлого и настоящего

26/05/2020

виртуальная выставка произведений живописи и графики из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

25/05/2020

виртуальная выставка произведений живописи из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

16/05/2020

виртуальная выставка эскизов к киносказке "Каменный цветок" (1946) из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

25/05/2020

виртуальная выставка икон из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

18/04/2020

виртуальный проект из фондов Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

20/03/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

18/03/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

31/05/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

18/03/2020

Виртуальные прогулки по залам Русского музея и посещение онлайн-лектория.