Новости //
РИСУЕМ ВМЕСТЕ

Брянский областной художественный музейно-выставочный центр приветствует Вас!

Изучение наследия старых мастеров посредством копирования их работ известно с давних времен. Через копирование происходит процесс приобщения к искусству, и познание самого себя как художника. Копирование совершенствует технику рисования, помогает различать нужные цветовые оттенки и передавать объём и форму в рисунке.

Рассмотрим этапы копирования работы В.Г. Кононова «Рысистая» (1994) из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра.

 

 

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ПОСТРОЕНИЕ

Намечаем объём головы лошади – проводим дугообразную линию – это шея лошади. Далее – две сферы: одну, побольше – вверху, вторую – поменьше, отступив 1 – 1,5 см от первой. Строго посередине обеих сфер проводим линию, которая разделит их пополам. Она необходима для построения частей морды лошади. На вершине первой сферы рисуем две небольшие линии – это ушки.

 

 

Рисуем горизонтальную ось в большей сфере. На ней располагаются глаза лошади. Затем строим ромб – горизонтальная линия – его центр. Ромб необходим для того, чтобы глаза будущей лошади не «убежали» слишком далеко в стороны. Так же соединяем плавными линиями большую сферу с малой.

 

 

Начинаем построение глаз. В углах ромба, расположенных на горизонтальной осевой линии рисуем маленькие овалы – будущие глаза. Как и у людей, у лошадей имеются веки – нижние и верхние, брови, ресницы. Прорисовываем их. Начинаем строить ушки. У лошадей они имеют форму листочков, загибающихся внутрь.

 

 

 

 

В малой сфере рисуем горизонтальную ось. Обратите внимание, что голова лошади в копируемой работе изображена в ракурсе, поэтому линии и оси в рисунке – в наклоне.

 

 

Посередине верхней части малой сферы намечаем ноздри лошади. Они имеют форму запятой. Одна ноздря «раскрыта» целиком, другая из-за ракурса лишь наполовину. Посередине нижней половины сферы, намечаем линию верхней челюсти лошади.

 

 

Рисуем нижнюю челюсть лошади. У неё приоткрытый рот, поэтому намечаем губы, язык и краешек подбородка. Подробнее прорисовываем глаза.

 

 

Аккуратно удаляем линии построения. Анализируя копируемую работу В.Г. Кононова, намечаем линиями рельеф мышц.

 

 

 

Рисуем уздечку лошади. Для того чтобы понять, как её рисовать, посмотрим на изображение. Во рту у лошади находятся удила, с помощью которых и управляют лошадью. Как видите, удила соединяются с помощью кольца со остальным оголовьем. Так же в состав упряжи входят: нащёчный ремень, суголовный, капсюль (тот, что на носу лошади), шейный. Обратите внимание, рисуем не плоские линии – ремни идут строго по форме головы лошади. Завершаем уздечку поводом.

 

 

Завершаем подготовительный рисунок: уточняем и корректируем изображение. И наш рисунок головы лошади готов.

 

 

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. РАБОТА С ЦВЕТОМ

Начинается самый ответственный этап копирования – работа с цветом. Копию выполняем акварелью, поэтому необходимо уточнить азы работы с акварелью. Шарм этого художественного материала – прозрачность.

Копию работы «Рысистая» из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра выполняем в технике лессировки: слои акварели наносятся тонко, почти прозрачно друг поверх друга. Благодаря этому цвет будет очень красивым и переливчатым.

Цвет обладает тремя характеристиками – насыщенностью, тоном и светлотой. Что же это такое?

Светлота – степень отличия белого от черного. Простым языком – изменение цвета при добавлении белого или черного цвета.

 

 

Цветовой тон – соотношение любого хроматического цвета по сходству к тому или иному цвету спектра. То есть сам цвет, в который окрашен предмет.

Насыщенность – интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать «сочным», «глубоким», менее насыщенный – «приглушённым», приближённым к серому.

 

 

Особенности работы акварелью. В акварели нет белого цвета – вместо него служит белый лист бумаги. Поэтому если мы хотим нарисовать что-то светлое, мы разбавляем нужный нам оттенок небольшим количеством краски, чтобы цвет получился как можно более прозрачный и близкий по тону к белому листу.

Старайтесь избегать использования строго черного цвета в живописи. То же касается и работы для тенями – они тоже имеют цвет: синий, фиолетовый, зеленый, коричневый.

Например, в данном фрагменте работы, тени имеют следующие оттенки – синий, зеленый, бордовый, фиолетовый, желто-зеленый, охристый. Но, даже видя такую разнообразную палитру оттенков, наш глаз всё ещё воспринимает цвет (масть) лошади, как белую. Вот такая сила живописи!

 

 

А теперь, после того, как ознакомились с азами работы акварелью в цвете, можем приступать к выполнению копии. Постоянно анализируйте картину В. Кононова, которую копируем. Ведь задача копирования – постараться сделать точь-в-точь, как автор. Вооружаемся кистями, красками – и, вперед!

В акварели следует всегда начинать работу с самых светлых отношений. Обычно их ищут так – нужно сощурить глаза… Аккуратно проводим влажной кистью по тем фрагментам работы, которые хотим окрасить. Берем светло-желтый цвет и обозначаем им голову лошади и гриву.

 

 

Дадим немного времени подсохнуть акварели. Напишем пока тени. Чтобы их обозначить, берём следующие цвета: изумрудный, зеленый светлый, голубой. Обозначаем тень от чёлки, тёмную щеку лошади за нащёчным ремнем, тень от оголовья на носу лошади. Так же тень располагается на линии роста шёрстки на переносице лошади (вертикальная голубая линия).

 

 

Основные светлые и темные отношения определены, теперь задача – постепенно наращивать интенсивность цвета и дорабатывать те места, где пока один слой акварельной краски. Насыщаем тени там, где их первоначально положили. Не пугайтесь слишком темных теней – акварель подсохнет, и они станут светлее. Используем для этого цвета темнее, чем те, что брали в первый раз. Насыщаем цвет постепенно – не нужно сразу же хвататься за самые темные оттенки, можно взять цвет на один – два тона темнее первого. В этом и заключается смысл техники лессировки.

 

 

Переходим к работе над нижней частью морды лошади – храпом. Начинаем со светло-синих, голубых оттенков, чтобы не допустить ошибок на первом этапе наложения цвета (здесь уже два – три слоя). Пишем ноздри. Обратите внимание, они – не плоско-чёрные, а имеют свой объём. Соответственно есть светлые и самые тёмные цветовые отношения. Для светлых – можно взять розовый, бордовый, фиолетовый цвета.

 

 

Продолжаем писать те фрагменты работы, которые ещё не покрыты слоем акварели. Работаем над цветовым решением внутренней части ушей лошади. Обратите внимание, что левое ухо частично освещено, и это необходимо показать. Создаём градиент из фиолетового в кирпично-красный. Правое ухо заливаем светлым тоном фиолетового цвета. Проходимся повторно по фрагментам с тенью – добавляем новый слой краски. Начинаем рисовать тени вокруг глаз, для этого выбираем богатую палитру оттенков – на нижнем веке это лазурно-синий, зеленый. В уголке глаза охристый, коричневый.

 

 

Насыщаем тени вокруг глаза. Используем для этого фиолетовый и бордовый. Постоянно анализируем картину В. Кононова «Рысистая», которую копируем – стараемся брать такие же оттенки, какие использовал автор произведения.

 

 

Продолжаем прорабатывать глаза лошади – важно передать её испуганный взгляд. Давайте обратимся к построению глаза лошади.

 

 

Строение глаза лошади имеет много общего с человеческим: белок – видимая часть глазного яблока; радужка глаза (обычно кария); зрачок – отверстие в радужной оболочке глаза; верхнее и нижнее веки; надбровные дуги и даже ресницы.

Изучив строение глаза лошади, сможем правильно их нарисовать. Добавляем синие тени на верхнем и нижнем веке. Пишем светло-красным белок. Не забываем про объём, наносим падающую тень от верхнего века и рисуем цветом радужку. Для этого смешиваем синий, фиолетовый и черный. К белку насыщенность цвета уменьшается – добавляем розовый. Не забудьте оставить место для блика на глазном яблоке лошади!

 

 

 

Пишем чёлку и внешний контур ушей лошади. Для этого используем светлые оттенки желтого цвета. Насыщаем тени на носу лошади и прописываем светло-розовым цветом нижнюю губу, а тёмно-синим – подбородок. Если красочный слой головы лошади высох, пишем уздечку. Используем разные по светлоте оттенки желтого и коричневого цветов. Самый светлый фрагмент – на переносице лошади. Остальное затемняем. В тени добавляем зеленый и темно-коричневый.

 

 

Даём время высохнуть красочному слою на голове лошади, работаем с фоном. Если толщина используемого листа бумаги позволяет – можете намочить лист и сверху пройти акварелью разной степени насыщенности зеленого и синего цветов. Так же добавляем желтый и коричневый. Осторожно пишем фрагменты, расположенные рядом с гривой лошади. Ещё необходимо написать ресницы и контур ноздрей лошади.

 

 

Пишем светлыми тонами гриву – можно использовать желтый, зеленый, коричневый и их оттенки. Намечаем тени на чёлке лошади, насыщаем фон, добавляя ещё один слой краски.

 

 

Пишем гриву, шею лошади. Для этого используем сине-зеленые оттенки для тени, для света – желтые, коричневые. Прорабатываем тени на уздечке. Пишем желтым цветом первый слой на поводе. Насыщаем внутреннюю часть ушей лошади, а внешнюю часть прописываем оттенками желтого.

 

 

Усиливаем тени на шее лошади, дорабатываем тени на глазе.

 

 

Завершаем копию с работы В. Кононова «Рысистая» – добавляем теней, прорисовываем контур. Активизируем блики гуашью белого цвета на глазах, носу, уздечке лошади. Рысистая готова!

 

 

 

Автор проекта Т. Сазонова

Новости
20/07/2020

Музей работает с 10.00 до 18.00 ч. Выходной день - понедельник

20/03/2020

ПРОФИЛАКТИКА КОРОНАВИРУСА

29/05/2020

федеральный и региональный планы преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции

27/02/2020

выставка работает до 31 августа 2020 года

13/07/2020

музейное онлайн-занятие по копированию работы В. Кононова "Рысистая" из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

17/07/2020

виртуальная выставка к 150-летию со Дня рождения Леонида Борисовича Красина (филиал Музея мирового океана в Санкт-Петербурге - "Ледокол Красин")

15/07/2020

музейное онлайн-занятие по моделированию из бумаги для детей младшего школьного возраста

15/07/2020

онлайн-раскраска по мотивам произведения В. Загонека "Поле.Семья" из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

05/07/2020

музейное онлайн-занятие для детей младшего школьного возраста

05/07/2020

музейное онлайн-занятие для детей младшего школьного возраста

04/07/2020

музейное онлайн-занятие для детей младшего школьного возраста

05/07/2020

музейное онлайн-занятие для детей младшего школьного возраста

09/07/2020

интерактивный кроссворд к виртуальной выставке "Пойдёмте в сад, я познакомлю вас с цветами..."

04/07/2020

онлайн-лекция об истории развития книги: от истоков до наших дней

18/04/2020

виртуальный проект Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

21/06/2020

виртуальная выставка графических произведений из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

21/06/2020

виртуальная выставка произведений из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

21/06/2020

Флориография в картинах. Виртуальная выставка произведений из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

20/03/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

18/03/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

31/05/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

18/03/2020

Виртуальные прогулки по залам Русского музея и посещение онлайн-лектория.